Сб   6 янв 2018  16:26
Картина мира

Хочу и Надо

Вот один процесс: делаешь то, что не нравится, неинтересно, не приносит удовольствия. Но надо. Не задумываешься о том, нравится оно или нет, надо так надо. Как в анекдоте: «Куда вам надо? – К удавам не хочу, но раз надо, то ладно, везите к удавам».

Начинается этот процесс со школы, или с дошкольного детства. Сидишь, собираешь для мамы смородину, от забора до обеда, пока не кончатся кусты и не наберется большое ведро. Быстро привыкаешь. Параллельно сочиняешь в голове яркий мир: ягодки беседуют друг с другом, вот у них миссия спасения организуется, а вот они на работу идут, а вот под листиком злой герой — паучок. 

А потом в школу бежишь: долго, холодно, далеко. Если подумать, то нет в этом ни удовольствия, ни лично твоей заинтересованности и твоего смысла. Но надо. Поэтому не думаешь, а бежишь и по дороге всякое интересное в голове сочиняешь, и по дороге встречаешь. В картину врисовывается рассвет, лед на лужицах, слово от так же бежащей подружки, и от всего этого внутри течет звенящий ручей удовольствия, обходя камни-пороги истинно неприятных моментов. Например, раздеваться в раздевалке, пахнущей чужими сапогами. Или получать тычки от мальчишки. А вот нежность чистой белой бумаги в классе – приятный момент, и то, что ты сделал домашку, и запахи из столовой. Где рождается удовольствие, снаружи или внутри. Скорее внутри. 

А вот другой совершенно процесс. Не рождается внутри удовольствия от моментов, жизнь впереди не сказка, не чудо, организм внутри не счастлив, а болен. Наверное ты повзрослел и растерял огромный, выданный тебе при рождении запас способности испытывать от всего подряд удовольствие и создавать параллельно свой мир. И думаешь, что виновато в этом твое или чужое Надо, ворующее твою жизнь, как бы сам прожить ее ты хотел… Но не знаешь, как. Если и Надо убрать, никуда не течь – не идти через пороги и преодоление обстоятельств, рано не заставлять себя встать, убираться не заставлять, вообще ничего никуда себя не заставлять, а ждать, что придет Мистер Вдохновение… еще хуже получается ведь, правда. Ждешь, а оно не приходит, а сил становится меньше, и злость на себя становится больше, и вокруг бардак и тоска. В детстве оно бралось откуда-то изнутри, а теперь внутри ничего нет, все потрачено. Где взять энергию, чтоб оно полилось? 


...Надо делать то, что надо, – говорит старательная девочка, которая всегда делала то, что надо, и у нее спонтанно рождалось, параллельно с механичным осуществлением Надо, всякое удовольствие от своего мира в голове и вырванных из контекста посторонних моментов. А если не было Надо, например на каникулах, то она скучала, ей нужны были внешние берега для своей реки. 

...Хочу делать то, что хочу, – говорит внутренний Сопротивленец. Ему мало и не хватает времени на свои занятия. Пока он удовлетворен бунтом против Надо, он верит, что удовольствие родится в тот самый миг, когда не надо будет ничего никуда себя заставлять. Но на самом деле удовольствие рождается изнутри, от энергии. 

И если даже и знает Сопротивленец, чего он на самом деле хочет (а это редко бывает), что он хочет строить и созидать вместо того, что предложено, то и получив свободу, может не найти в себе мотивации. Мотивация тоже рождается от энергии. 

Окажется, что свое Надо так же скучно, как Надо чужое, а без Надо вообще только тоска и бардак. Все чего-то делают, суетятся, живут значит, а ты — мимо, лежишь тухнешь в бессмысленности своего бытия. 

И значит, дело не в борьбе между Надо и Хочу, не в идеальном призвании-самореализации, не в осмысленности внешних форм. А только в том, полон ли внутри твой звенящий ручей энергии радости жизни. И что Надо, оно скорее надо, чем не надо, и лучше бы это было свое Надо, чем чужое Надо, но когда твой ручей полон, то и без Надо можно обойтись, все равно попрет. 
А когда ручей пуст, то даже собственное отвоеванное Хочу не даст удовольствия. 

А ручей наполняется через внимательность к миру и красоту… 
И восстановление детского своего состояния, изначального энергоконтура души, своих настроек… 
И релакс. Не пассивный, активный релакс: осмысленный, медитативный, целенаправленный. Бывает такой, ага, обучаем.