Ср  18 окт 2023  16:33
Исследовательская Мастерская

Список когнитивных искажений

Текст ХлоФло, с моими дополнениями.

"Список когнитивных искажений. Найди свои любимые:

1 Феномен «справедливого мира»
Тенденция людей верить, что мир «справедлив» и, следовательно, люди получают «то, что они заслуживают».

(Добавлю от себя: а также то, что "сами выбрали", сами выбрали например страдание.
На самом деле люди выбирают себе не страдание, а наименьшее из страданий, представляющихся подсознанию вероятными.
Ну а дурно истолкованная теория кармы ("люди получают то, что заслужили") - не более чем проявление человеческого страха "вдруг со мной случится плохое", и иллюзии контроля "если буду хорошим, то плохое со мной не случится", достигнутой за счёт унижения окружающих "с ними случилось плохое, значит, они были плохими". Механизм унижения окружающих таким образом аналогичен древнему принесению кого-нибудь в жертву, чтобы умилостивить "богов").

2. Иллюзия контроля.
Тенденция людей верить, что они могут контролировать или, по крайней мере, влиять на результаты событий, на которые они на самом деле влиять не могут.

(Добавлю от себя: все "спасатели" по Карпману действуют из этого мотива. Подайте всемогущества))) А приводит это к тотальному неврозу и разрушению самооценки, ибо окружающий мир бесконечно показывает тебе твои неудачи. Ближних не спас, потому что стараешься мало, лентяй, постарайся ещё в деле спасения их лет 20 (и ничего, что ближние сопротивляются).

3.Фундаментальная ошибка атрибуции.
Свои неудачи мы списываем на обстоятельства, успехи объясняем своими качествами (по принципу хорошее — моя заслуга, плохое — вина обстоятельств). В оценке других людей всё наоборот: их успех вызван обстоятельствами или везением, а провал — вызван действиями самого человека.

(Вот этот момент особо "радует" детей, за которых родители стараются проживать достижения. Мол, если у тебя получилось, так это потому что я, родитель (вкладывал в тебя, молился, старался), а если не получилось, то ты сам виноват, или гены второго родителя, или его воспитание.
Результатом становится потеря мотивации и отказ ребенка от амбиций и достижений).

4.Каскад доступной информации (эффект мнимой правды).

Самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего публичного повторения («повторяйте это долго и это станет правдой»).

(Ну это политтехнология, реклама, официальная медицина и образование и тд.)

5. Систематическая ошибка выжившего.
Мы фокусируемся на успешных людях/проектах, а не на большинстве. Это приводит к односторонней оценке ситуации. Книги наподобие «Секреты успеха от Джона Смита» страдают ошибкой выжившего: это значит лишь то, что дело Джона Смита не разорилось. Куда полезнее было бы узнать: а какие ошибки допустили разорившиеся конкуренты Смита?

(А сюда - все "неофициальные" учения и мудрости, особенно в сфере питания, воспитания и излечения от болезней).

6. Предпочтение нулевого риска.
Склонность сильнее желать исключения одного риска, чем резкого уменьшения другого, более значительного риска. Например, большинство людей предпочли бы уменьшить вероятность террористических актов до нуля вместо снижения аварийности на дорогах, даже если бы второй эффект давал бы больше сохранённых жизней.

7.Эффект причастности.
Склонность воспринимать объект как более ценный (значимый) в случае причастности к его созданию"

22

Нравится