Чт   5 янв 2023  13:26
Картина мира

С днем Победы!

О большом и маленьком, и о Дне Победы.

… Всё моё материнство испытывает меня с самого начала на один вопрос: хорошо ли, плохо ли, уместно ли, необходимо ли — насилие?

Насилие - так называется инструмент реализации воли бОльшего существа по отношению к меньшему, вопреки воле меньшего. Родителя к ребенку, начальства к подчиненному, государства к своим жителям. Если равный к равному применяет насилие, значит, он зарвался. поставил себя на место "родителя", и рано или поздно получит отпор.
В этом посте я буду называть насилие так без моральной оценки этого слова; просто насаждение сверху чужой силы.

Всегда ли плохо насилие? Нет, до какого-то момента оно ребенку необходимо (не совать пальцы в розетку и пластилин в нос, мыть руки, не драться с братом, не разрушать чужую песочницу, питаться не только мороженым…) Увещевания, нотации - это легкая степень насилия, насаждение своего мнения.

В каждой сфере жизни — свое время готовности «ребенка» к самостоятельной жизни. Поэтому опытные родители свое насилие убирают постепенно. Хочет уже попробовать жить сам, не причиняя вреда себе и окружающим — значит, пора дать попробовать. Не получается сразу не причинять вреда — все равно нужно давать пробовать, потому что с первой попытки ни у кого не получается, нужно учиться.

Поэтому во взрослой жизни почти у каждого обнаруживается колебание чувств от «они меня бросили!» до «они меня достали!» – след родительских колебаний, слишком рано убранного или слишком надолго задержавшегося насилия. Каждый из нас испытал, как плохо и то, и это. Как трудно вслепую, без постоянно-включенной эмпатии, нащупать верное время и место.

А что сейчас в мире происходит, к сожалению?

… На некоторой планете (скажем, что не нашей, чтоб и мне от Насилия не прилетело), каждое ( или почти каждое, точно не знаю) государство творит бесчеловечное, кажись, зло, над жителями своими. Одно государство (инопланетян Х) использует своих жителей как живой щит и заложников, и ничего разумного не делает, чтобы прекратить побоище над ними. Другое (инопланетян Y) терроризирует своих жителей за всякое неразрешенное слово, за собрания, рисунки, и даже за лайки в их инопланетном интернете. Третьи государства (инопланетян W, Q, N и др.) обрекают своих жителей на голод и холод ради одобрения государства F.
В общем, все они делают абсолютно одно и то же — они делают насилие над своими жителями. Но они так делают очень давно. Особо люто делают так на той планете последние два года: «лечат», изолируют, ограничивают и принуждают жителей «ради их блага».

Всё, абсолютно всё насилие на той планете происходит «для блага» жителей. Вопрос: достаточно ли выросли жители, чтобы сами творить свое благо, не пора ли насилие отменить?

Вот, например, я. Я давно лечу себя и диагностирую самостоятельно. Не идеально, не до совершенства, но намного лучше, чем делают это врачи. В моем случае, если бы я слушала врачей, то не имела бы детей, а имела бы давно климакс от химиотерапии, и последние 17 лет провела бы в больницах, а не дома с семьей; не путешествовала бы, не сажала бы сад, и возможно даже не была бы живой (многие такие, как я, померли от ковида). Но это я. Потому что я так умею, я научилась.
Беда государств в том, что в них обычно даже не заложен механизм отпускания на волю тех, кто считает, что научился.
Беда и всех тех, кто боится учиться. Над кем довлеет «зачем учиться, все равно на волю-то не отпустят?»

Но убрать насилие совсем? И тогда выросший (физически) ребенок, которому мозгов не довезли, может сказать: а я — Наполеон! А у нас и палаты нет никакой для Наполеонов. У нас тут на этой планете даже в ООН, кажется, нет никакого регламента, определявшего бы сразу, на подлете, нового фюрера. У нас на этой планете нет общепринятого правила, запрещающего увеличивать вооружение, превозносить одних над другими, и — главное — не отпускать на волю тех, кто хочет попробовать САМ ЖИТЬ, не причиняя вреда никому.

И тогда приходится обороняться от очередного фюрера с его насилием — тоже насилием. И тогда насилие на насилие, кто кого. И побеждает тот, кто дерется за мир, а не за возможность насильничать сколько угодно.